Информационное письмо от 18.12.2020

18.12.2020

Информационное письмо от 18.12.2020

О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Мира пр., д. 10, Красноярск, 660049                                                                                                                                                              телефон 8 (391) 234-52-53, факс 8 (391) 234-51-99

         ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО


О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Министерство тарифной политики Красноярского края информирует о следующем.

ФАС России даны разъяснения по вопросам реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 1923).

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Федеральный закон № 147-ФЗ) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона № 147-ФЗ субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый на территории Российской Федерации производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии.

Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Федерального закона № 147-ФЗ, и соответствия его признакам, указанным в статье 3 Федерального закона № 147-ФЗ. Одной из сфер деятельности субъектов естественных монополий являются услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Статьей 6 Федерального закона № 147-ФЗ установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее — Постановление № 293) утверждены перечни услуг субъектов естественных монополий в морских портах, речных портах, по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее – перечни регулируемых государством услуг). Постановлением № 1923 внесены изменения в перечни регулируемых государством услуг.

Таким образом, для ранее оказывающих регулируемые услуги хозяйствующих субъектов, но исключенных Постановлением № 1923 из перечней регулируемых государством услуг, утрачивает силу ряд требований, установленных Федеральным законом № 147-ФЗ, если такие требования возникли исключительно в силу осуществления ими ранее регулируемых услуг.

Хозяйствующие субъекты более не обязаны:

- раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

- направлять в ФАС России информацию в соответствии с приказом ФСТ России от 14.08.2013 № 158-т/1; приказом ФСТ России от 19.11.2013 № 214-т/2; приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 259-т/3; приказом ФСТ России от 18.06.2014 № 145-т/1; приказом ФСТ России от 29.12.2014 № 313-т/3; приказом ФАС России от 26.12.2016 № 1877/16; приказом ФСТ России от 21.07.2009 № 170-т/9; приказом ФАС России от 13.06.2017 № 781/17; приказом ФАС России от 25.12.2017 № 1771/17; приказом ФАС России 27.03.2018 № 383/18; приказом ФАС России 30.11.2018 № 1670/18.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) устанавливаются общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в различных сферах, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ФАС России считает, что действие Федерального закона № 223-ФЗ может не распространятся на Заказчика (хозяйствующий субъект), в случае если ранее они распространялись только в силу оказания Заказчиком (хозяйствующим субъектом) услуг, включенных в перечень регулируемых государством услуг и исключенных из него Постановлением № 1923, и не является иным юридическим лицом, указанным в части 2 статьи 1 Федерального закона 
№ 223-ФЗ.

ФАС России обращаем внимание, что Постановлением № 1923 предусмотрено предоставление права органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги по перевалке грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный ФАС России по согласованию с Минтрансом России.

Приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20 утвержден перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с абзацем 6 перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок в отношении услуг по перевалке грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах в соответствии с перечнем морских портов, утвержденным приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время ФАС России проводится работа по исключению хозяйствующих субъектов из реестра субъектов естественных монополий.

Первый заместитель министра                                                                                                                        А.А. Ананьев

Информационное письмо от 18.12.2020


Возврат к списку


Важные ссылки