Информация о проведении совместных публичных обсуждений 23.09.2020

24.09.2020

Информация о проведении совместных публичных обсуждений 23.09.2020


23.09.2020 г.                                                                                                                                                      Красноярск


Обсуждение нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в 2021 году в связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».


1. Информация главного специалиста отдела правовой экспертизы и административной практики министерства тарифной политики Красноярского края Серкина А.А. 

С 01 июля 2021 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), которым регламентированы отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), установлены гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Федеральным законом № 248-ФЗ установлено, что региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации. 
Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору).
Федеральным законом № 248-ФЗ установлены принципы государственного контроля (надзора), категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы нарушения обязательных требований, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, права и обязанности должностных лиц органов контроля (надзора), ограничения и запреты, связанные с исполнением их полномочий, права контролируемых лиц, определен порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц, предусмотрено создание единого реестра видов государственного контроля (надзора), информационной системы досудебного обжалования, информационных систем контрольных (надзорных) органов.
Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации только в случаях и пределах, установленных Федеральным законом № 248-ФЗ.
Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) устанавливается: для вида регионального государственного контроля (надзора) - положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; для вида федерального государственного контроля (надзора) при передаче полномочий по его осуществлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также при необходимости положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 
Положением о виде контроля должны определяться: контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля; критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля; перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля; виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия; виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска; особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию; иные вопросы в соответствии с требованиями Федеральных законов. 
Федеральным законом № 248-ФЗ установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке положений о видах федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которых переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные положения могут утверждаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Если федеральными законами о видах регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого в рамках полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не урегулированы положения, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются федеральными законами о видах контроля, указанные положения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 
Также с 01 ноября 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ, «регуляторная гильотина»), определяющий правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.
В рамках действия Федерального закона № 247-ФЗ («регуляторной гильотины») Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). 
В соответствии с частями 2, 3 статьи 15 Федерального закона
№ 247-ФЗ с 1 января 2021 года: 
при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года; несоблюдение требований, содержащихся в нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. 
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О естественных монополиях» и рядом подзаконных актов, принятых во исполнение данных законов.
ФАС России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618
и указанием Президента Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № Пр-818 разработан проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».
Реформирование законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает пересмотр более 150 подзаконных актов (постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти). 
Вопросы, связанные с отменой и пересмотром актов в сфере тарифного регулирования, неоднократно были предметом обсуждения на заседаниях рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере развития конкуренции. 
По итогам рассмотрения указанных вопросов, представители бизнес-сообществ и ФАС России пришли к выводу о том, что пересмотреть обязательные требования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сроки, установленные для реализации механизма «регуляторной гильотины» (до 1 января 2021 года) не представляется возможным.
Таким образом, проверка соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования цен (тарифов) после 1 января 2021 года будет невозможна. 
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2, 3 не применяются.
В этой связи ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об определении перечня нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в отношении которых положения частей 1, 2, 3 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ не применяются». В указанный перечень вошли Федеральные законы «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О естественных монополиях» и подзаконные акты, принятые во исполнение данных законов. 
Учитывая изложенное, в 2021 году обязательные требования, установленные указанными выше нормативными правовыми актами, будут применяться и оцениваться при осуществлении государственного контроля (надзора). 
До утверждения положений о видах регионального государственного контроля (надзора) согласно требованиям Федерального закона № 248-ФЗ, но не позднее 01 января 2022 года Министерством
при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) будут применяться нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), принятые в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В обсуждении законов принимали участие сотрудники отдела правовой экспертизы и административной практики министерства тарифной политики Красноярского края и сотрудники службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.


Возврат к списку


Важные ссылки